Учитель + ученик + родитель = цифровой этикет

Чалбаева Ирина Николаевна

Общество склонно или романтизировать молодость, или критиковать то, что она делает иначе. Но в действительности поколение Z где-то посередине. Представители поколения  сталкиваются со многими проблемами, которые возникают у всех на этом этапе жизни — переход от учебы к работе, расставание с родителями, формирование собственной идентичности. Но им приходится заниматься этим в стремительную технологическую эпоху.

Как высказался писатель Л.Смит сто лет назад: «не смейтесь над привязанностями молодости — она лишь примеряет одно лицо за другим, чтобы найти свое собственное». 

     В головы поколения Z, как и у любого поколения подростков,  встроен восьмисекундный фильтр. По исследованиям Microsoft, столько внимания подростки уделяют новой информации. Дети Twitter не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развёрнуто объяснить письменно и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять не более чем из 25 слов. Поколение Z плохо запоминает, потому что оно росло в среде, когда всё можно уточнить в интернете. Даже сейчас молодые  люди при трудоустройстве лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. План стратегии развития компании они быстрее поймут в качестве карты, а не списка пунктов, поскольку они взрослели в эпоху торрентов, демотиваторов и инфографики.

 

      Поколения  Z – это поколение, которое привыкло к  лайкам и репостам. Этих детей хвалили родители и учителя, за каждый школьный конкурс они получали награду, за состязание — сертификат об участии. Они привыкли к похвалам, но не считают их чем-то особенным. Похвала для них — своего рода «топливо для поезда». Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает их из колеи.

      Сейчас современный мир уже не представляется без различных цифровых устройств.   Представитель поколения Z каждый день использует компьютер, планшет, смартфон и игровую приставку. Но здесь стоит заметить, что в принципе без гаджетов сложно себе представить нынешнего человека в любом возрасте. Для поколения Z вместо бумажных работ, встреч на совещаниях лучше использовать постановку задач в программах, сервисах и коммуникаторах, использовать как можно больше новых технологий. Это все увеличит их эффективность и интерес к работе.

       Сейчас становится абсолютно приемлемым, что общение между педагогом и школьником перешло за стены  кабинета – теперь и тут в ходу мессенджеры и соцсети, потому что это удобно. Но тут возникает проблема Цифрового этикета, поскольку без него можно разрушить личные границы и прекрасные отношения с собеседником.

Действительно, у каждого свое видение  онлайн – беседы: кто-то доносит мысль по-деловому и сухо, старается такое общение использовать только днем; для некоторых же привычно посылать в три часа ночи голосовые сообщения и стикеры - «обнимашки».  Нам кажется, что стоит нам войти в сеть, - границы стираются, диалоги становятся непринужденными, личное время исчезает. Многим кажется, что звонить или писать можно в любое время суток, ведь телефон всегда под рукой, поэтому и собеседник должен ответить сразу.

       И тут возникает понимание того, что уважение цифровых границ собеседника – это основа любого общения. И неважно, ребенок это или взрослый, начальник или близкий друг.

Как же выстраивать такой процесс коммуникации?

5 шагов сближения в цифровом пространстве

1)                 Обозначьте сразу «правила игры», а именно договоритесь с человеком, что вы будете использовать (аккаунт в соцсетях, электронную почту, мессенджеры). Таким образом, если вы решили переписываться в мессенжерах, то звонить вам допустимо только в экстренных случаях. Решите с учениками и родителями, будете ли вы добавлять их в друзья в соцсетях. Если такого желания нет, то скажите прямо про это.

2)                 Необходимо обозначить приемлемые временные рамки для звонков и сообщений; проговорите о допустимых форматах общения (скажите, если вас раздражают смайлики, стикеры и голосовые сообщения).

3)                 Обязательно соблюдайте правила, которые сами ввели, поскольку цифровая этика – это всегда тождественный процесс.

4)                 Контролируйте свое участие в групповых чатах. Каждое ваше сообщение – кандидат в скриншоты, поэтому любой диалог способен «прославить» вас в сети. Научитесь сдерживать себя в таких чатах. Если внутри класса создана онлайн – беседа, то за правилами группы должен следить модератор (например, активный родитель).

5)                 Любому учителю следует помнить, что он всегда в зоне пристального внимания. К примеру, если на своей странице вы опубликовали рецепт вкусного пирога, то можете получить сразу «порцию» негатива, поскольку многие решат, что вместо подготовки к урокам балуетесь выпечкой. Если же пост может нанести вред репутации напрямую, то публиковать его не стоит. Можно взять пример с подростков и завести  отдельный аккаунт именно для школы.

      Конечно, к такому роду общения учителя могут относиться по – разному. Но наша задача – учесть особенности молодого поколения, дать ученикам новый опыт делового общения, рассказать о тонкостях этикета, ведь это поможет им при поступлении, трудоустройстве и достижении целей.


Автор(ы): Чалбаева Ирина Николаевна
Приложения: