Использование элементов театрализации на уроках английского языка
с детьми младшего школьного возраста

Володькова Евгения Игоревна

Театр — средство эмоционально-эстетического познания окружающего мира. Театральное искусство возвращает нас к обрядовым ролевым играм. В древне-римских школах ученики разыгрывали споры известных ораторов, в средневековых монастырских школах экзамены проводились в виде нравоучительны спектаклей на латинском языке. Актуально ли сейчас использование театрализации на уроках английского?

Коммуникативный подход, так широко применяемый в обучении английскому языку, предполагает развитие “коммуникативной компетенции”. В.Н.Вятютнев определяет ее как способность правильно выбирать речевые структуры в зависимости от ситуации общения. Любой навык предполагает тренировку. Расширить выбор ситуаций, потренировать новую лексику и грамматику в контексте поможет технология театральной педагогики.  Именно театрализация поможет “оживить” учебный процесс, повысив мотивацию учеников. 

Принципы театральной педагогики:

  • принцип событийности — ученики словно “проживают” определенные ситуации, заданные учителем;
  • принцип продуктивного действия — на уроке появляется “продукт” — спектакль, этюд, индивидуальная импровизация;
  • принцип игровой направленности — атмосфера на уроке должна быть комфортной, создавать условия для раскрытия талантов учеников;
  • принцип диалогизации — учитель принимает точку зрения учеников, дает возможность выбрать содержание и форму обучения;
  • принцип подлинности и непрерывности педагогических действий — учитель всегда вовлечен в процесс, показывая пример своим поведением. Он вовремя хвалит и направляет учеников к цели.

При подготовке урока по данной технологии важно учитывать:

1.   Роль учителя становится более значимой для учеников, так как он выступает уже в роли режиссера и актера. Акцент переносится с обучения на эффективное взаимодействие.

2.    Ученик занимает более активную позицию. Теперь он может выбрать персонажа и сыграть его без ограничений своей социальной роли в классе. Это позволяет детям больше раскрыться как личностям. Они приобретают уверенность в себе, преодолевая “языковой барьер” — ошибки не страшны в роли воображаемого героя.

3.   Материал для этюдов, спектаклей, ролевых игр необходимо подбирать с учетом уровня, возраста и интересов учеников. В начальной школе — это комиксы, мультфильмы, сказки. В старших классах к этому списку добавляются классические произведения. Хорошо, если дети принимают участие в подборе материала для урока: так он имеет для них большую ценность. 

4.   Используйте реквизит: маски, костюмы, предметы. Эти небольшие дополнения помогут им вжиться в роль. Достаньте реквизит только на последних этапах подготовки к выступлению, чтобы дети на него не отвлекались. 

5.   В.А. Ильев в книге “Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока” говорит о необходимости “разогревающих” упражнений, которые оттачивают актерские способности ученика. Перед ролевой игрой на английском языке можем провести задания:

  • артикуляционные (гимнастика для языка с английскими звуками, скороговорки);
  • для развития выразительности (дети читают предложения с различной эмоциональной окраской, показывают пантомимой разные ситуации);
  • для развития памяти (посмотреть на пантомиму одноклассника, описать ее и повторить).

6. Во время репетиции сценки/спектакля основной акцент делаем на говорении, движении, эмоциональной выразительности, а не на чтении. 
7. Дополняйте изучение сценария качественной подготовкой. То есть включите задания с флеш картами, повторением слов, лексические игры в этап pre-reading.
8. Адаптируйте материал к возможностям своих учеников. Не все дети могут импровизировать или показывать что-то на публику. Некоторым нужно сначала посмотреть на работу одноклассников, попробовать свое актерское мастерство на отдельных словах и фразах до участия в сценках и спектаклях.
9. Используйте различные ресурсы для подготовки к уроку.

 Задания из театральной педагогики на уроках английского

1.   “Импровизация с предметом”. Ученики под музыку ходят по классу, когда она останавливается, берут любой предмет и показывают с ним миниатюру. Задача одноклассников — отгадать, что изображено и назвать на английском предмет или действие. 

2.   “Куклы”. Учитель дает команду, называя часть тела (“Leg!”, “Arm!” и т.д.). Ученики показывают, будто их кто-то невидимый водит по кабинету за названную часть тела.

3.   “Инсценировка-импровизация”. Ученики в микро группах (3-4 человека) получают тему, недолгое время для подготовки (3-5мин.), а затем — показывают сценку. Остальные группы — догадываются, что показано и рассказывают об этом на английском.

4.   “Язык жестов”. Проговаривайте с учениками стихотворение, постепенно заменяя слова пантомимой. Также можем быть обратный процесс — восстановить стихотворение с жестов до текста.

5.   “Бесконечный разговор”. Ученики становятся в ряд. Крайняя пара начинает диалог на английском, затем следующий ученик в любой момент хлопает одного из пары по плечу и продолжает разговор с того места, где он остановился. Затем следующий ученик продолжает, и так далее.

6.   “Мешочек идей”. Ребята по очереди вытаскивают из непрозрачного мешка предметы, называют их на английском и показывают с ними миниатюры. Одноклассник, правильно описавший изображаемую ситуацию, становится следующим ведущим.

7.   “Оживший дом”. Одни ученики “становятся” частью дома: мебелью, стенами, крышей, техникой. Другие проходят по “дому”, называя его части и понарошку выполняя действия с ними.

8.   “Поделись подушкой”. Ученики берут вдвоем один предмет (например, небольшую подушку) и вместе показывают изменения с ним — “It’s hot!”, “It’s heavy!”, “It’s a snake!” и т.д. 

9.   “Безумный оркестр”. Каждый ученик изображает звук одного инструмента. Один из ребят — дирижер, который управляет ритмом и очередностью игры. Вместо звуков могут быть буквы, и тогда все превращаются в живую “печатную машинку”, при помощи которой можно озвучивать слова.

Театральная педагогика  — прекрасный инструмент мотивирования учеников, активизации их творческих способностей, внимания и восприятия.

Необходимо подчеркнуть, что особенность развития современного младшего школьника такова, что он стремится сочетать несколько привлекающих его видов деятельности. Это наводит на размышление о возрастающей роли совместной деятельности с детьми интегрированного характера, где объединяются и разнообразные виды детской деятельности, и специфические виды деятельности, и разнообразные темы, которые представлены в опыте ребенка.


Автор(ы): Володькова Евгения Игоревна
Приложения: